среда, 17 сентября 2014 г.

Учет финансовой аренды (финансовый лизинг). Порядок учета финансового лизинга арендатором

Действующим национальным стандартом предписан порядок учета финансовой аренды (далее «Финансовый лизинг»), согласно которому финансовый лизинг, отражаемый в отчетности арендатора, представляет совокупность следующих составляющих:
  • Активов – активы, приобретённые в качестве финансового лизинга;
  • Обязательств – обязательств арендатора, связанных с возмещениями арендодателю в виде арендных платежей.
Образование задолженности по полученным в финансовый лизинг основным средствам в бухгалтерском учете отражается следующей записью:
ДТ
КТ
2410 «Основные средства»
4150 «Долгосрочная задолженность по аренде»
Произведем проекцию обозначенной бухгалтерской записи в ракурсе конкретного примера.

Пример. ТД «Лакомка» по договору финансового лизинга арендует у ТОО «Золотой век» Оборудованный комплекс по производству молочных изделий, стоимостью 100 000 000 тенге. Договором финансового лизинга предусмотрен срок лизинга – 5 лет.

В конфигурации «1С: Бухгалтерия 8 для Казахстана» производится регистрация документа «Поступление ТМЗ и услуг» с видом операции «Покупка».
Принцип формирования данного документа представляет собой ступенчатый цикл операций (ранее освещенный в теме, посвященной учету объектов основных средств). Таким образом, первостепенным действием является заполнение шапки документа, затем оформление соответствующей закладки (в контексте рассматриваемого примера заполняем закладка «Основные средства»), отражающей характер производимой операции.
Ключевым фактором регистрации документа «Поступление ТМЗ и услуг» с видом операции «Покупка» является оформление закладки «Счета учета расчетов», ибо посредством отражения позиций, содержащихся в закладке, представляется возможность отразить операцию финансового лизинга в информационной базе.
Позиция (поле) «Счета расчетов с контрагентами» необходимо указать счет 4150 – «Долгосрочная задолженность по аренде» типового плана счетов.
Воспользовавшись пиктограммой «Дт/Кт» документа, анализируем корректность отражения операции в информационной базе.

Воспользовавшись опцией документа «Действия», пользователю предоставляется возможность зарегистрировать в конфигурации факт оприходования объекта основных средств, получаемых организацией на условиях финансового лизинга.
Порядок процедуры оприходования объектов основных средств, являющихся предметом финансового лизинга, как и говорилось ранее, отражен в теме по учету основных средств.
Погашение текущего обязательства по финансовому лизингу осуществляется посредством графика арендных платежей, состоящих из возмещений лизингодателю затрат на приобретение предмета лизинга и любых других расходов, непосредственно связанных с приобретением, поставкой предмета лизинга и приведением его в рабочее состояние для использования по назначению в соответствии с договором лизинга и вознаграждение по лизингу.
Факт погашения текущего обязательства регистрируется следующей бухгалтерской записью:
Дт
Кт
3360 «Краткосрочная задолженность по аренде»
1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах» либо любой другой счет типового плана счетов, отражающий денежный эквивалент
В информационной базе для отражения факта оплаты по лизинговым платежам регистрируется документ «Платежное поручение исходящее» с видом операции «Оплата поставщику», доступный посредством меню «Банк и касса» - «Платежное поручение исходящее».
Оформление названного документа представлено сквозной последовательностью полей шапки документа и структурой закладок.
Таким образом, в шапке документа содержатся поля:
  • «Номер», присваемый информационной базой автоматически, заполнение поля осуществляется на финальной стадии оформления документа;
  • «от» - поле содержит информацию о дате регистрации документа в конфигурации «1С: Бухгалтерия 8 для Казахстана»;
  • «Структурная единица» - в поле необходимо указать наименование организации;
  • «Банковский счет» - указывается тенговый счет организации;
  • Признак «Учитывать КПН» - указывается в случае если организация является плательщиком налога на прибыль;
  • «Вид учета» - поле содержит опциональную возможность, предоставляющую пользователям право выбора той либо иной позиции, в последующем оказывающее влияние на формирование налоговой отчетности;
  • «Счет учета» - в разрезе рассматриваемого примера указывается счет 3360 «Краткосрочная задолженность по аренде»

Обратите внимание:

При формировании платежного поручения обязательным шагом является установка признака «Оплачено», в противном случае информационной базой блокируется проведение документа и на экране монитора появляется диалоговое окно следующего содержания: «Проведение документа возможно только после установки флага "Платежное поручение оплачено". Документ будет записан без проведения».
После заполнения шапки документа необходимо заполнение закладок:
  • «Основная»: закладка разграничена секторами, включающими базовые поля и сведения, касающиеся расшифровки платежа.
Так базовые поля представлены следующей структурой:
- Поле «Получатель» - содержит информацию об организации-получателе платежа;
- Поле «Счет получателя» - содержит сведения о расчетном счете организации – получателе денежных средств;
- Поле «Сумма» - в данном поле указывается сумма платежа;
- Поле «Статья ДДС» - в поле указывается статья движения денежных средств, в последующем оказывающее влияние на формирование отчета о движении денежных средств.
Сведения о договоре, регламентирующим производимый платеж, документе расчетов платежа, ставке НДС содержит сектор «Расшифровка платежа». В поле «Счет расчетов» необходимо указать счет 1022 «Конвертация валюты» типового плана счетов.
  • Закладка «Комиссия банка» имеет опциональную возможность, позволяющая пользователям отразить комиссию банка в платежном поручении, доступность данной операции достигается путем установки соответствующего признака «Включать комиссию банка».
  • Закладка «Печать» содержит сопроводительную информацию, характеризующим назначение платежа (код назначения платежа, код бюджетной классификации, дата валютирование и т.д.).
  • Закладка «Дополнительно» - на данной закладке указываются дополнительные сведения.
Воспользовавшись пиктограммой «Дт/Кт» документа можно произвести проверку корректности произведенной операции.
На конец отчетного периода предприятие выделяет текущую часть долгосрочной кредиторской задолженности по аренде, подлежащей погашению:
Дт
Кт
4150 «Долгосрочная задолженность по аренде»
3370 «Краткосрочная задолженность по аренде»
В конфигурации с целью реализации операции, отражающую выделение текущей части долгосрочной задолженности регистрируется документ «Закрытие Дт/Кт задолженности», доступный посредством меню «Операции» - «Закрытие Дт/Кт задолженности».
Документ содержит поля, обязательные для заполнения. В полях «Счет ДТ», «Счет КТ» выбираются соответствующие счета типового плана счетов. Воспользовавшись опцией «Заполнить», пользователю представляется возможность автоматически произвести заполнение документа.
Таким образом, пользователем производится взаимосвязанный алгоритм факта оплаты и корректировки задолженности по арендным обязательствам.
Функционал конфигурации «1С: Бухгалтерия 8 для Казахстана» содержит опциональную возможность, содержащую структурированную модель отчетов (регистров бухгалтерского учета), посредством которой можно производить мониторинг по любым транзакциям в контексте бухгалтерского учета. Структура отчетов представляет собой гибкий интерфейс, включающий различные критерии, задаваемые пользователем самостоятельно.
Таким образом, посредством представленного отчета имеется возможность производить анализ погашения обязательств по финансовому лизингу.
Порядок исчисления амортизационных отчислений по объектам финансового лизинга в конфигурации «1С: Бухгалтерия 8 для Казахстана» аналогичен порядку амортизационных отчислений основных средств, детально описанных в статьях, посвященных теме учета основных средств

Комментариев нет:

Отправить комментарий